Бильборд
Международный коммерческий турнир Кубок Кипра. Лимассол. Декабрь 2019Магазин киёв Сталева и БауроваСестрорецкий курортФОРТУНА - товары для бильярда

Изобретение мела для бильярда

Джон Карр работал маркером в бильярдной Upper Rooms, которая принадлежала господину Бартли. Когда в зале было мало посетителей, хозяин и его работник часто развлекались тем, что отрабатывали новые удары. Например, они ставили на центральную точку красного шара и пробовали по центральной линии закатить в среднюю лузу другого шара, не затронув помеху. Первым стал исполнять этот удар Бартли. Но вскоре, Джон Карр превзошел своего учителя. И если хозяин бильярдной Бартли так и не смог обратить свое умение себе в прибыль, то Карру предприимчивости было не занимать. По вечерам в бильярдной он умело исполнял этот и другие крученые удары. Игроки были готовы пойти на все, чтобы научиться бить не хуже. Особенно, нужно полагать, усердствовали игроки, которых Карр, благодаря своему умению, оставлял с пустыми карманами. Искусно подогрев интерес публики, ловкий маркер заявлял, что секрет его мастерства вовсе не в тренировках, а в удивительном "крученом меле", который он изобрел и который находится вот в этих коробочках. И он, Джон Карр, готов поделиться этими чудесными коробочками за умеренную плату. Мел шел нарасхват. Учитывая, что коробочки Карр набивал обыкновенным копеечным "рассыпным" мелом, который владелец бильярдной господин Бартли совершенно бесплатно выдавал своим клиентам, прибыли маркера были астрономическими. За короткое время он стал настолько богатым, что мог бы купить всю бильярдную, если бы….

Если бы Джон Карр не был настоящим Homo Ludens - человеком играющим! То, что он зарабатывал на слоновой кости в виде бильярдных шаров, маркер благополучно спускал, благодаря другой слоновой кости - кубикам, с нанесенными на гранях черными точками. Карру было не занимать мастерства и предприимчивости, но вот с удачей у него явно были не лады. Через некоторое время он остался ни с чем: игроки в кости и карты искали его, чтобы выбить долги, а игроки на бильярде не рисковали сводиться с ним. Бывший маркер решил уехать в Испанию. Горячие доны чуть что- хватались за ножи, но мастерство Карра было таково, что даже проигравшиеся гранды в восхищении платили. Однако игорных домов в Испании было не меньше, чем в Англии, и через некоторое время пришлось возвращаться на родину. Он обосновался в Портсмуте и закончил свои дни на грани нищеты. Благодаря Джону Карру мел стали использовать по обе стороны океана.

До 1893-го года в бильярдных пользовались обычным мелом. Он не удовлетворял игроков, был вреден для сукна: не только обесцвечивал его, но и приводил к гниению. Никто в течение почти 100 лет не догадался, что обычный мел - материал с некристаллической структурой - не совсем соответствует тем задачам, которые на него возлагаются. В 1892 году профессиональный бильярдист Уильям А. Спинкс побывал во Франции и вернулся оттуда в Чикаго с маленьким жестким кусочком мела. Спинкс отнес этот кусочек на экспертизу к знакомому химику, который через некоторое время создал материал, отвечающий всем требованиям заказчика. В 1897 году Уильям Спинкс и Уильям Хоскинс (а именно так звали того химика) получили патент на новый мел. "Мел Спинкса" произвел революцию в бильярде из-за того, что он был полностью сделан из абразива высокого качества, обеспечивая максимально высокое сцепление с шаром в момент удара, что было невозможно при использовании обычного мела.
В современном бильярдном "меле" не содержится собственно мела, которым пишут в школе на доске или белят потолки. При производстве качественного бильярдного мела используется кварц и алоксит, каждый из которых играет важную роль при контакте кия с шаром. Только при правильном сочетании этих компонентов (к белому кварцу, растолченному в порошок, добавляется более твердый алоксит в незначительном количестве) и красителя для придания цвета получается высококачественный бильярдный мел. Форму мелу придает гидравлический пресс, которым обеспечивается давление в 15 тонн на одну форму, квадратную или круглую. После прессовки формы просушиваются так, что образуется очень твердая оболочка по краям мела. Чем плотнее и тверже кусочек мела сделан, тем более тонкий слой от него отделяется при натирании наклейки, и тем лучше для сукна.